Если вы сдаете или готовите к ОГЭ по химии — обязательно прочитайте эту статью! Экзамен в 2020 году существенно усложняется, добавляется обязательная практическая часть. Обязательно ознакомьтесь с изменениями, чтобы понимать, к чему готовиться. Обязательно подготовьтесь к практической части экзамена. Без предварительной подготовки вы можете не справиться с этими заданиями на экзамене!

Полный курс химии вы можете найти на моем сайте CHEMEGE.RU. Чтобы получать актуальные материалы и новости ЕГЭ по химии, вступайте в мою группу ВКонтакте или на Facebook. Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии на высокие баллы, прриглашаю на курс «40 шагов к 100 баллам на ЕГЭ по химии«.

Проект демонстрационного варианта ОГЭ по химии-2020 года можно скачать здесь, спецификацию ОГЭ-2020 здесь, кодификатор здесь.

В 2020 г. предлагается только одна модель КИМ ОГЭ по химии. Давайте разберемся, что это значит и чего ожидать девятиклассникам, которые выбрали для сдачи химию.

В справке о планируемых изменениях в ОГЭ-2020 (которую можно прочитать здесь) приводится информация, что в ОГЭ по химии увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15):

Задание 6 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на химические свойства простых веществ
Задание 7 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на классификацию неорганических веществ
Задание 12 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на классификацию химических реакций
Задание 14 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на теорию электролитической диссоциации
Задание 15 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на тему: Реакции ионного обмена

Также добавлены задания на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).

Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией:

Задание 1 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Задание 1 проверяет знание темы: «Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества».

В часть 2 включено задание 21, направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь (неорганическая цепочка). Такое задание уже встречалось в материалах ОГЭ прошлых лет, затем его убрали из КИМ. Хочу отметить, что умение решать неорганичексие цепочки требует глубоких знаний химических свойств неорганических веществ и понимания взаимосвязи свойств неорганических веществ. Думаю, что это задание будет вызывать существенные сложности у школьников.

Задание 21 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.

И, самое печальное, в экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций.

Задание 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)
Задание 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

По сути, задание 23 также является теоретическим. А вот задание 24 требует практических навыков и предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.

Практическая часть — это сложно. К сожалению, во многих школах в последние годы либо совершенно не проводятся лабораторные работы, либо эксперименты показывает ученикам учитель. Поэтому ученики редко владеют навыками проведения практических работ.

Но не все так страшно! Во-первых, в эпоху «до ОГЭ и ЕГЭ» в школах сдавали выпускные экзамены. В том числе в 9 классе. И при сдаче экзамена 9-тиклассникам зачастую необходимо было выполнить практическую часть. Во-вторых, к практической части можно подготовиться и без школы. Простейший набор «Юный химик» включает набор химических веществ и лабораторной посуды, достаточный для проведения базовых экспериментов и получения необходимых практических навыков. В-третьих, задание 24 «весит» всего 2 первичных балла. Даже если с этим заданием ученик не справится, вполне можно получить оценку «5».

К заданию 24 прилагаются подробные инструкции:

Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)
Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Критерии заданий 23 и 24:

Критерий выполнения задания 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)
Критерий выполнения задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Еще из неприятного: на выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа 20 минут (140 минут). Это маловато, конечно, поэтому необходимо много и тщательно тренироваться.

Неужели есть только плохие новости? Не совсем. Есть и хорошие: из ОГЭ по химии убрали задание на органическую химию. Органическая химия изучается в 9 классе всего 1-2 месяца. Что, на мой взгляд, не имеет никакого смысла и не приносит практически никакого результата в большинстве ситуаций. Справиться с этим заданием можно было, только механически выучив довольно большой объем информации: названия, химические и физические свойства основных органических веществ. И, к счастью, это задание из ОГЭ убрали.

В итоге, можно сказать, что ОГЭ по химии, вероятно, станет существенно более сложным экзаменом. Хорошо это или плохо? Не знаю. С одной стороны, ОГЭ по химии требует теперь более серьезной подготовки. С другой стороны, выпускники будут больше подготовлены к сдаче ЕГЭ по химии в 11 классе — довольно сложного экзамена. Потому что в прошлые годы существовал серьезный диссонанс между сложностью экзамена в 9 и 11 классе. Довольно легко сдав ОГЭ в 9 классе на приличную оценку, ребята зачастую расслаблялись и были не совсем готовы к более высоким стандартам и требованиям к знаниям в ЕГЭ в 11 классе.

Я полагаю, что моя программа подготовки к ОГЭ по химии, довольно жесткая и углубленная, вполне успешно подготовит учеников 9 класса к новой форме экзамена. Приходите на занятия и убедитесь лично, что химия — наука простая и интересная.