Друзья! Очень много сейчас наблюдаю споров и шумихи вокруг прошедшего 16 июля 2020 года ЕГЭ по химии. С точки зрения специалиста по подготовке к ЕГЭ по химии, хочу отметить, что большинство заданий формально соответствовали школьному курсу и кодификатору ЕГЭ, хотя некоторые формулировки и задания были усложнены.

Например, для простой задачи на расчеты по уравнению реакции, задачи 29 из первой части экзамена, составители в этом году взяли довольно заковыристые химические реакции. Например, в реальном КИМ ЕГЭ по химии, который я составил по отзывам учеников в интернете, задача 29 звучит так:

29. Вычислите массу оксида кремния (IV), который вступит в реакцию со фтором, если в ходе реакции выделилось 11,2 л кислорода (при н.у.).

Сами по себе расчеты простые, но для ученика со средней или даже стандартной школьной подготовкой задача почти нерешаема, поскольку на первом этапе решения, при составлении уравнения химической реакции здесь необходимо хорошее понимание окислительно-восстановительных реакций.

И таких примеров — много.

Но в этой статье я хотел бы подробно остановиться на заданиях, которые стали дебютантами ЕГЭ по химии-2020. Такой тип заданий ранее не встречался ни в официальных сборниках, ни в реальным КИМ экзаменов. Я готовлю к ЕГЭ по химии с момента его появления, а в 2003 году и сам сдавал экспериментальную модель ЕГЭ по химии по окончании школы (как говорится — сдавал ЕГЭ по химии до того, как это стало мейнстримом). Поэтому хорошо знаком со структурой, типом заданий экзаменов прошедших лет.

Так вот, речь идет о задании 24 на химическое равновесие. Пример такого задания:

Судя по отзывам на такой тип задания, очень многие перепутали тему Равновесие с темой Химическая кинетика. Действительно, скорость химических реакций практически не меняется при добавлении твердого нерастворимого вещества в раствор, где протекает химическая реакция. Да и равновесие вряд ли сдвинется. Но добавление твердого электролита или просто растворимого вещества может повлиять и на скорость, и на химическое равновесие.

Действительно, что произойдет при добавлении в раствор твердого роданида калия? Все просто, он почти полностью продиссоциирует на ионы:

KSCN = K+ + SCN

Следовательно, в равновесной системе из задания концентрация роданид-ионов увеличится, и равновесие сместится в сторону прямой реакции.

Аналогично при добавлении твердого хлорида железа (III) в раствор: соль в растворе почти полностью продиссоциирует:

FeCl3 = Fe3+ + 3Cl

В растворе вырастет концентрация катионов железа, и равновесие сместится в сторону прямой реакции также!

Как видите, задачи такого типа требуют понимания процессов, происходящих в растворе и при протекании химической реакции. С этой темой очень часто возникали проблемы и недопонимание даже у студентов химического ВУЗа, где я работал преподавателем. И, конечно, это совсем не шаблонный вопрос для тех, кто «в теме». К сожалению, в рамках курса подготовки к ЕГЭ многие просто «натаскивают» учеников на такие задания, не давая понимания сути происходящих процессов.

Я думаю, что задание на равновесие станет одним из самых «завальных»  заданий ЕГЭ по химии в 2020 году. 

Еще пример такого задания из прошедшего экзамена:

 

 

 

Еще один пример из реального ЕГЭ по химии 16 июля. Скорее всего, тепловой эффект был указан, и это +Q, экзотермический процесс.

Обязательно поделитесь статьей со тему, кому еще предстоит сдавать ЕГЭ по химии. Спасибо!